Психомеханика
Аналитическое направление в психологии, рассматривающее взаимосвязи между судьбой человека, его убеждениями и эмоциональным опытом.

Призвание

"Я все время выгоревшая. через месяц, два, я уже ненавижу эту работу, вижу, что это тупик.

Прошла кучу тестов по профориентации, и так и не поняла, что мне нужно. В школе у меня все было просто, училась хорошо, было легко учиться, даже скучно. всегда хвалили учителя и родители гордились. Я не понимаю, как люди выбирают свой путь в жизни."

Как люди выбирают свой путь в жизни? Почему одни достигают высот в музыке, живописи, становятся гениальными учеными, а для других предел - унылый начальник отдела. Почему одни не могут жить без любимого дела, а другие, занимаясь той же профессией просто тянут лямку до выходных?

Вот говорят - у него к этому делу призвание. Поэтому его жизнь - непрерывный праздник свершения. А у другого призвания нет, и жизнь такая серая, что не знаешь вообще что с ней делать… Так что это, "призвание"?

Само понятие известно с древних времен. До 16 века под этим понимали именно, что призыв к Богу, точнее призыв в священство, религиозной жизни. Религиозные иерархи признавали брак, религиозную жизнь и посвящение тремя видами призвания. Позже Артур Уэйт, работая над картами таро, описал аркан "Колесница" - как непрерывный поток энергии, драйва в любимом деле, призвании.

Сейчас лучшим вариантом, описывающим этот состояние и способ его достижения - является японская Икигай.

Это когда воедино сходятся характеристики избранного человеком дела:

  • Умение
  • Польза
  •  Притягательность
  •  Востребованность

Важно что бы эти все свойства были одновременно. Ведь часто получается так, что родители определили ребенку занятие в жизни. Такое же как у отца или матери, прибыльное, почетное. Научили всему, помогли с институтом и устройством на работу. И казалось бы все есть. И умение, и польза обществу, и специалисты такие нужны. А дело не клеится - притягательности этого дела для самого человека нет.

Или наоборот - жажда есть, человека от избранного занятия не оторвать, но никому вроде это все как будто не нужно. И приходится вместо любимого дела, влачить жалую жизнь на бесконечных наймах, лишь украдкой урывая время на то самое, для себя важное.

Как же в этом разобраться?

Начнем с притягательности.

Согласитесь что, для того чтобы дело стало интересным, а потом и любимым, нужно о нем мечтать и хотеть его. И первая проблема здесь именно в желании. Попробуйте ответить на вопрос "что ты хочешь?". Так что бы ответ был абсолютно искренний. Причем именно для себя, то есть желание касающееся только одного человека. Получилось ли с первого раза? Тогда я вам аплодирую, вы редкий удачник. К сожалению даже такая простая вещь как "хотеть" доступна не всем. Наша культура воспитания говорит о том, что человек в первую очередь должен думать о других. И многие родители так стараются, что их дети вообще перестают себя, свои желания, мечты хоть как-то чувствовать и слышать. А без этого любое дело - будет серой каторгой, независимо от того сколько в нем умения пользы и востребованности (дохода). Обычно любимым занятием таких людей является лежание на диване и просмотр ни к чему не обязывающих телепередач.

Что делать? Разбираться с теми решениями, которые приняли в детстве. Когда-то "напоровшись" на то что "девочкам не пристало возиться с машинками", а "мальчикам не зачем заниматься вышивкой", вы еще детьми решили свои "хотелки" припрятать подальше. Лишь бы задобрить родителей и они "отстали", а еще лучше, чтобы похвалили.

Вот теперь настала пора их достать обратно. Все до единой. Вспомнить и перепробовать заново. И "машинки" и "вышивку". Каким образом вспомнить о них? Очень просто. Ключ как раз в той самой серости бытия. Отправляясь в новый день, прихватите с собой блокнот. И всякий раз, когда почувствуйте эту тоску, записываете этот момент. Очень кратко. Что чувствовали, что делали, о чем думали. Потом посмотрите на эти заметки за несколько дней. Там будут вещи, которые повторяются. Вот из этих повторов составьте себе единую картину мыслей, чувств и дел, с ними связанных. А теперь шаг за шагом двигаясь от настоящего к раннему детству - вспоминайте где сталкивались с такими же мыслями и чувствами? Где-то там, маленький мальчик или девочка решили, "да, я откажусь. Пусть мне будет тоскливо и плохо, но зато моя мамочка и папочка будут рады". Вспомнили? А теперь представьте себе, то чего не было - вам разрешили. Да вы потом занимались другими вещами. Но тогда в детстве родители вам разрешили делать то что хочется. Ведь это только ваши воспоминания. Разве вы не вольны делать с ними то что хочется?

И возвращайтесь назад из этого путешествия во времени. Что вы теперь хотите?

Я полагаю, что желание - это основа всей этой конструкции. Поскольку без него, никакая, даже самая здравая и полезная идея или родительский наказ не будет иметь силу. Эрик Берн, полагал, что все наши эмоции, вся энергия лежит во внутреннем эго-состоянии Ребенка. И подлинное детское "хочу" дает ту самую буквально магическую силу, благодаря которой можно "горы свернуть".

Но одной энергии, для движения вперед мало. Нужны остальные элементы системы.

Умение. Наверно, одно из самых трудоемких занятий для человека - это учеба. Когда человек осваивает что-то новое, неизбежно он сталкивается со своим неумением. Некомпетентностью, в том, чему учиться. Это само по- себе очень болезненно для психики. В чем-то быть слабым, заведомо хуже чем другие. Хуже, значит: плохой, отвергаемый, непризнанный. Этого человека нет для тех, кто умеет. Это нарушение базовой потребности в признании, а значит будет расти сопротивление.

Как это преодолеть? Только желанием. Ведь, мы по сути противопоставляем две важные потребности - в развитии и в признании. Что сильнее?

И если у человека есть в истории травма отвержения, ситуация, когда ему указывали, что "он пустое место", пусть даже условно, - то в этом случае потребует много энергии желания на другой чаше весов. Если же желания, внутреннего "хочу" мало - то толку от такой учебы не будет. И это умение призванием человека не станет.

Хороший пример - трудовые династии. Если в семье, где оба родителя успешные медики, растет сын - то ему с пеленок прочат профессию отца. Уже вся клиника ждет Имярек младшего. И если в ходе своего пути ребенок получил нарциссическую травму от своих мамы и папы, то ему будет очень сложно и учиться и работать. А если он наперекор всему захотел стать художником и энергия желания отвоевать себе свободу и желания творчества пересилила страх оказаться неудачником - то, такого человека может ждать мировая слава.

Польза и востребованность . В японском икигай под востребованностью понимается коммерческий успех, а польза - умение найти отклик в сердцах людей. Во многом эти понятия перекликаются и зачастую ситуация, когда большой отклик не приносит доход, говорит больше о неумении себя правильно продать, чем о отсутствии нужных для призвания качеств. Здесь скорее дело в том, что профессия маркетолога, пиарщика, -- это отдельная сфера. В которой тоже у людей есть призвание.

Что нужно для того, чтобы люди увидели и почувствовали, что это им нужно?

В свое время один полуфизик, полумаг придумал занятную концепцию трасерфинга реальности. По его мнению человек может управлять реальностью с помощью мысли на метафизическом уровне, скользя как серфер между слайдами реальности. Вот здесь он никому не известный художник, а в этом слайде - всеми признанный гений.

Можно конечно спорить о том, как в действительности устроена реальность и насколько правы те или иные теоретики, но в психологии есть некоторый механизм, который может объяснить почему мечты одних так и остаются фантазиями, а у других сбываются точно как сказано.

Это так называемая "рэкетная система", сформулированная психологами Эрскиным и Зальцман. Суть ее в том, что человек сам себе выстраивает преграды на пути к мечте - путем проигрывания своего жизненного сценария. Возвращаясь к нашему примеру, положим родители-врачи увидели первые картины своего сына. Они опасаются, что мальчик увлечется рисованием и забросит учебу, которая ведет его в медицинский ВУЗ, и сознательно убеждают сына в том, что он бесталантен как художник. И сын соглашается с ними, принимая убеждение о своей никчемности внутрь себя. В результате, когда такой человек во взрослой жизни, сталкивается с творчеством, он чувствует себя неудачником. Он убежден, что это ему не по плечу. И даже если и будет в тайне "для себя" рисовать, никогда "эту стыдобу" не покажет другим людям. Так он меняет мир вокруг себя, где становится "непризнанным художником".

А если, разобравшись в внутреннем рэкете и ограничивающих убеждениях, молодой человек примет участие в художественной выставке, то его мир измениться. Он станет полезен.

Ведь у каждой картины есть свой зритель - это закон природы и истории. А все возражения этому правилу - не более чем результат детских защиты, кусочков рэкетной системы возражающего.

И так. Для того чтобы понять свое призвание, нужно собрать желание, умение и обратить их плоды к людям.

И чтобы это совершить, не нужно быть магом эзотерики. Нужно только разобраться со собственными "ограничивающими" убеждениями. Это просто сказать. Но не всем удается сделать. Вот для совершения сего и нужны психологи.

Материалы сайта являются авторскими,
все персонажи вымышленны и любое совпадение с реально живущими
или когда-либо жившими людьми случайно.